Эксперт Online,
26 февраля 2010 г.
Консолидация или банкротство
1453 просмотра
.Ситуация на страховом рынке, который, как ожидается, только в первом полугодии этого года может достигнуть дна кризиса, остается тяжелой. Многие компании убыточны и могут обанкротиться, если не будут проданы. В зоне риска оказались компании даже из топ-20. По мнению аналитиков «Эксперт РА», среди них финансово неустойчивы как минимум два страховщика. Другие эксперты говорят о трех-четырех возможных банкротствах.
В то же время на рынке обозначились компании, которые оказались готовы к экспансии: «Росгосстрах» (купивший «Капитал Страхование»), «АльфаСтрахование» (приобрела «Аверс», СКМ, «МСК Вирмед», «Авикос-АФЕС») и ряд других. Однако сейчас они обходят стороной убыточные компании. «Мы можем купить портфель у такого страховщика, но этот вопрос законодательно не решен», – отмечает генеральный директор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов. В интервью «Эксперту Online» он рассказал об инвестициях и стратегии компании в прошлом, настоящем и будущем.
– Недавно «АльфаСтрахование» приобрело компанию «Авикос-АФЕС», находящуюся на 32−м месте в списке крупнейших страховщиков за 2008 год. Хотя стороны воздержались от разглашения суммы сделки, эксперты предположили, что она могла составить 80−100 млн долларов. Откуда у компании деньги на такое приобретение?
– Это те деньги, которые даются акционерами под исполнение нашей стратегии. Консолидация страхового рынка – абсолютно неизбежный сценарий его развития, и мы бы хотели в этой консолидации участвовать. Пять лет назад мы провели в Татарстане первую сделку, которая была вполне успешна, – приобрели страховщика («Аверс»), входившего в группу ТАИФ, и до сих пор ТАИФ является одним из наших ключевых клиентов. Затем купили компанию в Магнитогорске – СКМ, совсем недавно завершили сделку по линии ОМС (обязательного медицинского страхования) – в Туле приобрели компанию «МСК Вирмед». «Авикос-АФЕС» – конечно, если сравнивать с предыдущими сделками – это крупнее, масштабнее, интереснее, тем не менее это находится в том же ряду – выполнение стратегии неорганического роста.
– Расплатиться по данной сделке «АльфаСтрахование» планирует к 2012 году и окупить затраты на покупку страховщика в течение ближайших пяти лет, за счет чего это удастся сделать?
– Являясь стратегическим инвестором, мы не собираем активы, чтобы потом продаться. Смотрим каждый актив с точки зрения возврата инвестиций на капитал. Мы убеждены в том, что эта покупка даст нам возможность заработать дополнительную прибыль за счет того, что мы, в частности, используем эффект масштаба: чем компания больше – тем проще уменьшать относительные издержки.
– Как данная сделка отразится на сотрудниках «Авикос-АФЕСа», какие будут сокращения – поскольку нередко в подобных случаях в приобретенной компании сохраняют только ценные кадры, а от «балласта» предпочитают избавиться?
– Если покупаешь промышленную компанию и часть сотрудников уходит – завод или нефтяная скважина остаются, ты просто нанимаешь других людей, и все продолжает работать. Да, это сложно и долго, но, тем не менее, это не угроза для бизнеса. А в страховой компании – это прямая угроза для бизнеса, потому что если уходят люди – они уходят с бизнесом. В «Авикос-АФЕСе» сильная команда, и мы сделаем все возможное, чтобы максимально сохранить лучшие кадры.
– Планирует ли «Альфа-Страхование» дальнейшие приобретения?
– Нас интересуют компании – региональные лидеры, лидеры нишевые или компании федеральные, входящие в двадцатку крупнейших. И второй принципиальный момент – это качество бизнеса. Его объем нас интересует во вторую очередь. Если мы не понимаем, что покупаем с точки зрения прибыли, – отказываемся от сделки на самых ранних этапах. Сейчас у нас три компании находятся в состоянии, близком к подписанию сделки, но пока этого не случилось. Прогнозировать развитие ситуации я не берусь, у нас нет плана по покупкам. Иногда я предпочитаю подождать, но использовать более выгодное, правильное предложение.
– В этом году, по мнению аналитиков «Эксперт РА», могут обанкротиться как минимум две компании из топ-20, если не будут проданы. Насколько интересны для покупки такие страховщики, кто их может купить или вероятнее банкротства?
– Это сложный вопрос, есть ощущение, что не одна компания находится в непростом финансовом положении. И, наверное, было бы правильным их консолидировать, потому что действительно рынок тяжелый, и у меня нет радужных ожиданий от 2010 года с точки зрения рынка в целом. В ситуации, когда портфель падает на 30−40%, очень тяжело сохранить хотя бы разумную финансовую устойчивость. Поэтому я, наверное, соглашусь с этими прогнозами, должна произойти какая-то история. Но пойдет ли консолидация по сценарию покупки этих компаний или присоединения портфелей – это вопрос. С моей точки зрения, покупка страховщика, находящегося на грани финансовой устойчивости, для компании типа нашей не имеет смысла. Потому что потенциальных потерь для бизнеса гораздо больше. Покупать такую компанию новому игроку – теоретически возможно. Да, надо будет сразу много денег в нее вложить, провести финансовую санацию. Но ведь строить компанию с нуля тоже стоит больших денег, а здесь какая-то база существует: филиалы, люди, агенты. Можно будет относительно недорого купить входной билет на рынок. Хотя я считаю, что это опасная стратегия, но понимаю, что есть люди, которых устраивает эта степень риска. А с точки зрения покупки портфеля – я всегда за. Приобретение интересующей нас части бизнеса страховщика – абсолютно рациональная вещь, но это пока невозможно с точки зрения законодательства. Мы (то есть страховое сообщество) пытались внести соответствующие поправки в прошлом году – ничего не получилось. Мы со всеми все согласовали, но в последний момент их сняли, сказав, что они пойдут отдельным законопроектом. Мы все-таки надеемся, что появится удобный инструмент, позволяющий предотвратить развитие негативного сценария, связанного с банкротствами страховщиков.
– Сейчас в Госдуме находится блок антикризисных поправок, которые должны пресечь череду уходов с рынка страховщиков, не выполняющих свои обязательства. В частности, речь идет об инициировании банкротства (при отсутствии выплаты в течение десяти дней по решению суда на сумму от 100 тыс. рублей). Не запоздали ли эти меры? Есть ли там изменения, которые не находят понимания у страховщиков?
– Я обеими руками за, но вот что-то январь закончился, а поправки эти так и не были рассмотрены. Там был один момент, на который мы указывали, как на потенциально опасный. Не знаю, вошел ли он в последнюю редакцию документа. Он был связан с тем, что является моментом фиксации задолженности перед третьими лицами. Прежде мы долго дискутировали по данному поводу, потому что в наших отношениях с клиентами или контрагентами (ЛПУ, СТО) нередко возникают ситуации, когда те хотят получить с компании больше, чем это положено по договору. Мы смогли убедить ведомства, что задолженность у страховщика возникает в случае вынесения решения суда о выплате или когда сама страховая компания эту выплату признает. В любом случае последнее слово за решением суда. Иначе это был бы инструмент для шантажа, потому что если на федеральную компанию подают иск о возбуждении банкротства – а у нас сейчас все иски публичные – на следующий же день это появится в газетах.
– Там же речь идет, в частности, о принудительной передаче портфеля несостоятельного страховщика. На каких условиях страховщики будут брать такие портфели?
– На условиях экономической целесообразности. Например, портфель в 100 млн рублей сборов и против него, условно говоря, должно быть 100 млн резервов. То есть принимая этот портфель, я должен получить 100 млн ликвидных активов в покрытие резервов. Однако, покупая портфель, я могу согласиться, что активов я получу меньше: 90−80−70 млн. Эта дельта является моей ценой за портфель. Покупая портфель, у меня преимущество в том, что мне не надо это все интегрировать, как в случае приобретения компании, и я не буду нести дополнительных расходов.
– Показатели комбинированного коэффициента убыточности по рынку в целом за девять месяцев 2009−го составили 100,1%, у «АльфаСтрахования» – 98,5%, что считается приемлемым. С каким результатом вы закончили год и какой прогноз имеете на 2010−й?
– Итоги года мы подведем в конце апреля, когда пройдем аудит по МСФО. В целом мы год закончили нормально, как мы считаем. За 100% комбинированного коэффициента убыточности не выйдем, и в текущем году тоже. Безусловно, мы вкладываем деньги в новые проекты – и в развитие клиник, бизнес по ОМС начали в прошлом году. Сейчас фаза рынка, когда нужно максимально развиваться, начинать какие-то новые направления, которые в результате дадут еще больший эффект. Но для нас показатель рентабельности является важнейшим, и мы не хотим развиваться с комбинированным коэффициентом, например, 115% – это, с моей точки зрения, очень опасная дорога. Поэтому мы предпочитаем развиваться как можно быстрее, но в рамках нормальной экономической модели.
– Какие направления развития компании представляются вам приоритетными, а что приходится сворачивать?
– У нас очень осторожная политика по страхованию ответственности по 94−ФЗ (закон о госзакупках, в соответствии с которым страхуется ответственность по государственным или муниципальным контрактам), где мы максимально сокращаем наше присутствие, делаем это только для наших проверенных старых клиентов.
В остальном ничего сворачивать не собираемся, как и сокращать портфели. Считаем, что есть прибыльные сегменты и в автостраховании, и в медицине, и в ОСАГО – абсолютно все заслуживает внимания.
Ирина ГАХОВА, корреспондент «D`»
Вся пресса за 26 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Компании и капиталы, Сделки, Маркетинг, Тенденции, Слияния и поглощения, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
Коммерсантъ, 24 января 2025 г.
Сгорел торгцентр — гори и полис
|
|
Известия онлайн, 24 января 2025 г.
В России могут расширить возможности оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
«Исключит долгосрочные риски для транспортной отрасли». Эксперты оценили предложение снизить штрафы для таксопарков
|
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|